Текст документа: |
20 Октября 1877 г.
Воспитание умственное, нравственное и физическое Герберта Спенсера.
Проследивши историю жизни народов, мы можем легко догадаться о том, что всякой полезной вещи предшествует украшение. Это украшение распространяется не только на костюмы и внешность, но даже на наше воспитание. Всмотревшись в наше общество, мы тотчас заметим, что нас хотят поразить внешностью, для которой столь безрассудно употреблять молодые силы и годы; между тем как те предметы, которые по относительной возможности достойны нашего серьезного изучения, остаются не причем. Нельзя конечно абсолютно сказать, что такая-то деятельность есть самая важная, так как факторство, живопись и наука имеют каждое свое особое достоинство. В этом случае должно судить по относительной удобности пользы. Поэтому, прилагая эти общие замечания к воспитанию правильному, можно распределить его таким образом: «воспитание, подготавливающее к непосредственному самосохранению; воспитание, подготавливающее к посредственному самосохранению; подготовка к родительским обязанностям; к гражданской жизни и к различным занятиям, скрашивающим жизнь». 19 стр.
При этом нужно заметить, что специализировать тот или другой отдел не должно, но должно соблюдать надлежащую соразмерность в степени подготовления в упомянутых отделах. 20.
Знания можно разделить: на знания существенной учености и знания учености условные; к первому разряду относятся такие, которые важны для всех народов во всякое время; ко второму, которые имеют интерес временный, частный; но есть еще такие знания, которые служат: как знание и как дисциплина, например история, биография и т.д.
«Таковы общие понятия, которые нам следовало иметь в виду для определения системы.» 23.
|