Расширенный
поиск

Открытый архив » Фонды » Фонд А.А. Ляпунова » Коллекции фонда А.А. Ляпунова » Работа в сфере образования » Участие в образовательной программе ООН и ЮНЕСКО » Доклад "Quelques considerations a propos des l'education publique"

Доклад "Quelques considerations a propos des l'education publique"

Дата: 1967
Описание документа: Черновик доклада "Некоторые соображения об общественном образовании" (на французском языке), подготовленный А.А. Ляпуновым для представления в ЮНЕСКО. В докладе содержатся размышления А.А. Ляпунова, а также конкретные примеры работы учёных Академгородка по этому вопросу.
 

L2 378_040

L2 378_063

L2 378_045

L2 378_046

L2 378_047

L2 378_048

L2 378_049

L2 378_050

L2 378_051

L2 378_052

L2 378_053

L2 378_054

L2 378_041

L2 378_042

L2 378_043

L2 378_044

L2 378_055

L2 378_056

L2 378_057

L2 378_058

L2 378_059

L2 378_060

L2 378_061

L2 378_062
Текст документа:

НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ ПО ПОВОДУ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. Ляпунов, г. Новосибирск

*

Современная система народного образования формировалась постепенно под влиянием научного и культурного прогресса. Этот исторический процесс оставил заметные следы. Он наложил свой отпечаток на образовательные программы и способ обучения. Впрочем, исторический путь далеко не самый эффективный в решении задач народного образования. Действительно, развитие науки ведет не только к узнаванию новых фактов, но и к прогрессивным взглядам и новым средствам систематизации установленных фактов. Это позволяет представлять научные знания в форме далекой от той, в которой они были изначально получены. Что, в свою очередь, позволяет преподавать науки эффективнее и в более короткие сроки.

Вот один пример. Как-то раз мы с друзьями обсуждали вопросы преподавания географии. Шел 1961 год. Речь зашла о классических методах объяснения того, что Земля имеет форму шара. Мой четырехлетний внук вмешался в разговор и заявил: «А зачем это объяснять? Космонавты сами это видели». Вот взгляд нового поколения.

В преподавании должна доминировать не историческая, а логические и интуитивные точка зрения. Незачем подробно рассказывать историю всех открытий, нужно дать школьникам общее представление о современном состоянии науки, о возможностях использования научных знаний и перспективах развития науки. Это отправные положения педагогического эксперимента, который уже более 5 лет идет в новосибирском Академгородке. Здесь была создана физико-математическая школа, целью которой было собрать одаренных и интересующихся наукой школьников и дать им подходящее подготовительное научное образование.

Преподают в этой школе ученые Академгородка. Школа предназначена для учеников двух последних классов. Кроме того, те же принципы могут быть использованы в начальной школе или даже детском саду, что было успешно продемонстрировано работой международной комиссии ЮНЕСКО

под руководством профессора Поля Пиано. Основные принципы, разработанные этой комиссией, почти те же, что и в новосибирском эксперименте, только нам пришлось ограничиться старшими классами, чтобы как можно быстрее помочь Новосибирскому университету. Основная идея была следующей: отбираем учеников, способных развиваться в гораздо более высоком темпе по сравнением с обычными школьниками. Преподаем им предметы средней школы с опорой на современное состояние науки и даем возможность принимать участие в научных исследованиях с первых лет высшего образования.

Программы по всем дисциплинам были в основном переделаны, программы по физике и математике основательно расширены, остальные остались примерно на уровне средней школы, только характер преподавания был значительно изменен. Рассмотрим характерные черты физико-математической школы.

Курс математики состоит из двух частей.

1. Элементы математического анализа, включая дифференциальное и интегральное исчисления, изучение элементарных функций, элементарное рассмотрение дифференциальных уравнений, применение элементов математического анализа при решении задач по физике, механике и геометрии.

2. Элементы современной математики, языки математической логики и теории множеств, простейшие алгебраические структуры, идея аксиоматического описания математических структур с рядом примеров таких структур и их применения к задачам.

[здесь, не хватает одной страницы]

378_045 - 054

разнообразие форм живой природы, основы теории эволюции, генетики, включая молекулярную биологию, и затем общее описание основных жизненных процессов, основанное на биохимических и биофизических концепциях. Курс географии заменен курсом, который можно было бы назвать «Общее изучение Земли и небесных тел».

Этот курс включает основы астрономии и астрофизики, описание солнечной системы, в том числе современные результаты исследований космического пространства, основы геологии, геофизики (включая поиск полезных ископаемых), элементы описательной географии, изучение земной коры, океанов, пресных водоемов, атмосферы, основ метеорологии и, наконец, биосферы и ноосферы в смысле Вернадского.

Изложение материала, конечно же, очень простое и чисто описательное. Гуманитарные науки (история, литература, социология, иностранный язык) изучаются по обычным программам. Нужно отметить, что учебная нагрузка у нас составляет 30 академических часов в неделю, не считая различных научных кружков, созданных самими школьниками, но которые зачастую ведут молодые ученые, и что у школьников много свободного времени. Система обучения скорее здесь напоминает университетскую, чем обычную школьную. Ежегодно мы набираем около 150 школьников. Их делят на классы примерно по 30 человек каждый. Каждый класс, в свою очередь, разделен еще на 2 группы по 15 человек. Есть три вида уроков:

основные, на которых собирается весь курс. Занятия ведутся очень опытными преподавателями. Обычно это руководители лабораторий или научные сотрудники старшего возраста. Эти занятия посвящены точным и естественным наукам: математике, физике, химии, изучению Земли. На уроках второго типа собираются ученики отдельного класса. Занятия ведутся очень опытными преподавателями средней школы. Таким образом преподаются гуманитарные науки (история, литература, социология). На уроках третьего типа учащиеся занимаются отдельными группами. Так ведутся практические занятия и лабораторные работы по математике, физике, химии и биологии, а также изучаются иностранные языки. За исключением иностранных языков, эти занятия ведутся молодыми научными сотрудниками или школьными учителями, которые прошли специальную переподготовку в Академгородке. Вступительные экзамены в физматшколу носят совершенно особый характер. Для отбора кандидатов на поступления в школу используется физико-математическая и химическая олимпиада. Олимпиада проходит в три тура.

Первый тур состоит из ряда задач, предлагаемых школьникам азиатской части Советского Союза. Эти задачи публикуются в газетах, и школьникам предлагается отправлять свои решения по почте в Новосибирский университет. Большая группа студентов, сотрудников Академгородка и преподавателей университета проверяют работы и выбирают лучшие решения. Каждый год мы получаем от 5000 до 6000 писем от школьников с решениями задач. Нужно отметить, что большое число студентов университета, закончивших ФМШ, участвуют в проверке решений. Эти же люди выбирают задачи, которые предлагаются на данном конкурсе. Авторы лучших решений приглашаются на время весенних каникул в областные центры (всего 26 мест, в том числе Иркутск, Красноярск, Барнаул, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Ашхабад, Томск, Омск, Тюмень, Курган, Ташкент, Самарканд, Алма-Ата и другие). Во все эти города направляются комиссии, состоящие из молодых математиков, физиков и химиков (включая студентов), для проведения второго этапа конкурса. Всем собравшимся школьникам (это победители первого тура, а также победители различных местных научных конкурсов) даются еще более трудные задачи.

Во втором туре обычно принимают участие не менее 6000–8000 школьников, треть из которых – победители университетского конкурса, а остальные – победители местных конкурсов. По-видимому, число школьников, участвующих в этих конкурсах не меньше 1500–2000 человек.

Победители второго тура в количестве 700-800 человек приглашаются в августе месяце в новосибирский Академгородке, чтобы принять участие в работе 25-дневного научного лагеря. Здесь они учатся 5 дней в неделю, по 4 часа в день. У нас два двухчасовых урока: один из них ведется уже состоявшиеся ученые для групп в 150–200 школьников, на втором уроке школьники работают небольшим группами в 12–15 человек, и занятия чаще всего ведутся студентами. В целом учеба длится где-то 15 дней. После этого проводится третий тур олимпиады. По сути, это вступительный экзамен в физматшколу. Ежегодно мы можем принимать до 400 учеников на три разных «курса».

Один курс вспомогательный, он был создан специально для деревенских школьников, окончивших седьмой класс и должен заменить восьмой класс. Те, кто его закончили, участвуют в конкурсе, чтобы поступить в девятый класс. Второй курс (куда набирают школьников, закончивших восьмой класс) – основной. Ученики поступают в девятый класс, чтобы проучиться в физматшколе два года. Третий курс (школьники, закончившие девятый класс) поступают в физматшколу на один год.

Одновременно в этой школе обучается около 600 учеников. Кроме того за последние годы было создано много специализированных физико-математических классов, куда принимаются школьники, которые успешно участвовали в физико-математической олимпиаде, но не были приняты в новосибирскую физматшколу. Я полагаю, что во всех областных центрах азиатской части СССР имеются классы того рода и количество обучающихся в этих классах превышает тысячу человек. Кроме того, много подобных классов находится в процессе создания.

Нужно отметить, что ученики физматшколы активно интересуются математикой. Если прийти в школьные спальни вечером, всегда можно встретить школьников, занятых решением математических или физических задач, читающих научную литературу или просто обсуждающих между собой вопросы научного и культурного характера. Однако не нужно думать, что все личные интересы школьников ограничиваются наукой. У нас есть кружки юных музыкантов, большая коллекция разнообразных пластинок (от современных песен до Бетховена и Рамо). В комнатах отдыха экспонируются репродукции

разнообразнейших картин: здесь можно встретить старинные русские иконы, шедевры эпохи Возрождения, европейского средневековья, русского и советского искусства XVIII, XIX и XX веков, французских импрессионизма, античного искусства и т.д.

Есть кружки юных археологов, биологов, любителей поэзии и художественной литературы.

Я считаю, что у этих молодых людей есть возможность развиваться во всех направлениях, которые могут их заинтересовать, и что полученная в школе подготовка в области точных наук будет им всегда крайне полезна.

Многие ученики физматшколы участвуют в научных работах институтов академии наук. Одни – как лаборанты, другие – как члены кружков или научных семинаров. У некоторых школьников есть уже собственные научные результаты

Подавляющее большинство выпускников ФМШ учатся в Новосибирском университете. Основная часть – на математическом или физическом факультете. Но наши выпускники есть и на факультете естественных наук (химии и биологии), на факультете геологии, эконометрики и даже на факультете гуманитарных наук среди лингвистов. Полученная в ФМШ подготовка очень помогает им в нынешней учебе. Многие принимают участие в университетских научных семинарах, некоторые уже добились собственных результатов в различных областях науки. Другие проходят за один год два курса. Заметно, что эти молодые люди гораздо лучше подготовлены к учебе в университете, чем выпускники обычных школ.

Мы надеемся, что через некоторое время число специальных физико-математических школ и классов значительно вырастет.

Цель этих учреждений – ускорить прогресс в области народного образования. Начиная с третьего или четвертого курса студенты в обязательном порядке принимают участие в научных работах институтов городка. Их работа оплачивается. Самое важное, что это ведет к существенному изменению отношения студентов к учебе. Многие выпускники Новосибирского университета работают в научных учреждениях Сибири.

В новосибирском Академгородке проводится целый ряд других педагогических экспериментов. Все девятые классы обычных школ городка (всего их четыре) собраны в новом учреждении, и учащиеся подобраны в них по интересам. Таким образом было сформировано несколько классов, где обучение ведется по разным программа.

Один класс – физико-математический, второй – химико-биологический, третий – для гуманитарных наук. Также есть классы, обучающиеся по обычным программам. Этот эксперимент идет первый год. Однако у нас уже создалось впечатление, что он целесообразен. Инициаторами этого эксперимента являются профессора Д.В. Ширков, А.П. Ершов и Н. М. Полыванов. Несколько лет назад профессор Полыванов успешно провел другой эксперимент.

Он преподавал математику в одном из пятых классов. За три года он прошел четырехгодичные программы. На восьмом году обучения он изложил элементарный курс математического анализа, аналитической геометрии и высшей алгебры.

Это ему позволило существенно усовершенствовать курс математики двух последних лет школьного обучения. Ученики этого класса получили отличную математическую подготовку.

Профессор Ю. И. Соколовский и г-жа Б. Ш. Соколовская проводили подобные эксперименты в нескольких классах обычных школ, где они преподавали физику и биологию по своим программам. Им удалось внести в них элементы теории относительности и молекулярной генетики. Знания учеников по этим двум предметам всегда были более чем положительными.

Профессора А.А. Зыков и И.В. Ермаков в течение нескольких лет ведут экспериментальное преподавание математики в младших классах. Они очень рано вводят элементы алгебры, логического и теоретико-множественного языка, элементы интуитивной геометрии. Под их руководством работает группа школьных учителей.

Другой эксперимент, посвященный младшим классам, ведется под руководством профессора Занкова (Москва). Суть его в том, что обычная программа первых четырех лет обучения дается за три года. В Новосибирске есть школьные учителя, преподающие по программам профессора Занкова.

Похоже, что оба опыта с младшими классами дают плодотворные результаты.

Экспериментальное преподавание в новосибирском Академгородке

ведет к созданию новых учебных пособий. В качестве примера можно привести учебник биологии, созданный под руководством профессоров Д.Л. Беляева и Ю.Я. Керкиса, который постепенно распространяется в школах Советского Союза. Педагогические эксперименты Академгородка оказали в некотором роде влияние на новые программы средней школы, разработанные в последние годы правительственной комиссией для всех школ Советского Союза. Этими программами вводится целый ряд факультативных курсов в обычных школах. Их цель – разнообразить подготовку, которое дает среднее образование.

Необходимость такого разнообразия в настоящее время не оставляет сомнений. Стоит вопрос о подготовке программ и учебных пособий для этих факультативов. Многие сотрудники Академгородка занимаются в том числе и этими вопросами.

Перейдем теперь к заключению.

Совершенно очевидно, что народное образование можно сделать значительно более интенсивным. Подросткам можно предлагать программы и учебные пособия, где основы наук излагаются с современной точки зрения. Например, нет никакой необходимости тратить время на решение задач элементарной математики без использования алгебраических методов. Большое число математических понятий следует вводить в образование раньше, чем это делается сейчас. Нужно пользоваться математическим языком и понятиями при преподавании естественных и, вероятно, даже гуманитарных наук. Можно сократить, особенно в случае физико-математической

подготовки, изучение классической литературы, заменив его изучением современной литературы при условии, что большая часть литературных произведений сможет считаться необязательной. Иностранные языки должны активно преподаваться, нужно учить говорить и пользоваться литературой, а не изучать слишком подробно грамматику. Было бы весьма целесообразно ввести курсы по основам современной техники (возможно, для подготовки в области точных и естественных наук). Программирование и принципы работы компьютеров должны быть введены в обязательное среднее образование. На всех ступенях образования нужно применять знания, которые ученики получают из окружающей жизни.

Использование радио, телевидения, главные новости ежедневной прессы, применение синтетических веществ.

Курс истории можно значительно облегчить – меньше хронологии, войн и жестокостей, больше внимания научному и культурному прогрессу человечества. Нужно дать представление о деяниях личностей, которые внесли свой вклад в развитие науки и искусства. Аристотель, да Винчи, Декарт, Ньютон, Менделеев и Эйнштейн больше заслуживают описания в курсе истории, чем Герострат, Кир, Екатерина Медичи, Иван Грозный или же Гитлер. Кроме того, идеи борьбы за мир и освобождение наций и классов должны освещаться в курсе истории и социологии. Разумеется, что для модернизации образования подготовка школьных учителей имеет первостепенное значение.

Нужно уделять большое внимания совершенствованию подготовки всех тех, кто собирается преподавать. Развитые страны могут значительно помочь развивающимся странам в подготовке преподавателей. Модернизация народного образования должна значительно интенсифицировать технический, культурный и научный прогресс человечества, в частности он должен существенно ускорить развитие развивающихся стран.

Было бы очень полезно усилить обмен информацией между различными коллективами, занимающимися модернизацией народного образования. В частности, нужно было бы основать международный журнал, посвященный этой теме, к примеру наподобие замечательного издания «Курьер ЮНЕСКО».

Примечание.¬ – Нужно отметить, что программированное обучение слишком слабо развито, чтобы оказывать влияние на модернизацию народного образования. Скорее оно должно быть предметом изучения и подробного исследования.

378_041-044

В Академгородке сложились очень благоприятные условия для работы молодых исследователей. Как мы уже говорили, начиная с третьего курса студенты НГУ участвуют в работе институтов.

Аспиранты (стипендиаты-исследователи) также с начала обучения работают в составе научных коллективов, и их собственные исследования всегда являются частью исследовательских работ коллектива. Это дает им возможность освоить общепринятые методы научных исследований. Самые талантливые в скором времени становятся очень известными учеными.

Большая компания молодых людей приехала в Новосибирск в 1959 году, чтобы принять участие в исследованиях Института гидродинамики.

Это были:

Академгородок еще даже не строился. Здания институтов существовали только на чертежах. Молодые люди обустроились в небольших деревянных домиках. Теоретические исследования велись в буквальном смысле в «лесной тайной школе». Эксперименты проводились на улице.

Постепенно Академгородок был построен. Сначала жилье, потом институты и сам университет. Пионерами сибирской гидродинамики стали член-корреспондент Академии наук (Войцеховский), ректор университета (Солоухин), профессор и заведующий лабораторией (Васильев, Дерибас) и другие.

Они окружили себя еще более молодыми людьми, продолжают заниматься исследовательской работой и вести занятия в Новосибирском университете и принимают активнейшее участие в организации жизни одного из самых молодых сибирских городов.

Андрей Дерибас закончил Московский физико-технический институт в 1958 году. В 1959 году он приехал в Новосибирск, что принять участие в изучении взрывов в Институте гидродинамики. Он разработал метод сварки различных металлов взрывом. Он заведующий лабораторией и кандидат наук.

Дерибас – любитель водного спорта. Биченков недавно защитил диссертацию, в то же время он руководит физико-математической школой Академгородка. Качан является председателем Объединенного комитета профсоюза Академгородка. В частности, он занимается приглашением артистов и организацией концертов в клубе городка.

Людям удается увязывать научный труд, общественную работу и личные интересы.

К примеру, Юрий Журавлев приехал в Новосибирск в 1959 году.

Он был тогда аспирантом МГУ. Он увлек за собой своих друзей Юрия Васильева, Виталия Коробкова, Раффа Кричевского и Валерия Глаголева, недавних выпускников матфака МГУ. Они создали группу для развития раздела кибернетики, который в настоящее время называется дискретным анализом. Речь идет о задачах комбинаторного характера, которые необходимо решать для синтеза автоматов, предназначенных для регулирования различных технологических процессов, о задачах, связанных с кодификацией информации, и разнообразнейших задач, с которыми приходится сталкиваться при построении реляционных, если не оптимальных, процессов в экономике или технологии.

Журавлев и его друзья разработали новые математические методы, позволяющие подойти к решению целого ряда фундаментальных проблем дискретного анализа. В настоящее время Журавлев уже доктор наук. Его четверо друзей стали кандидатами наук. За последние годы они привлекли к своим исследованиям множество молодых людей, окончивших математический факультет НГУ. Это Леонтьев, Евстигнеев, Носков, Кравцов и другие. Журавлев стал членом Центрального Комитета комсомола. Он был приглашен выступить с одним из основных докладов в теоретической секции конференции Международной федерации по обработке информации, состоявшейся в месяце мае 1965 года в Нью-Йорке. В настоящее время он приглашен на семестр в Сорбонну для ведения курса по дискретному анализу.

Юрий Ершов закончил НГУ в 1964 году. Вот уже нескольких лет он занимается теорией алгоритмов и логических проблем абстрактной алгебры под руководством академика Мальцева. Ершов защитил кандидатскую диссертацию осенью 1964 года. Он уже стал известным логиком и алгебраистом. Добавим, что ему еще не исполнилось 25 лет.

Аналогичный путь прошел и молодой физик Алик Галлеев. Его научные интересы связаны с изучением плазмы, которую часто называют четвертым состоянием вещества. Он окончил физический факультет НГУ в 1964 году и защитил кандидатскую диссертацию осенью того же года. Он по-прежнему ведет исследования под руководством члена-корреспондента академии Сагдеева.

Отметим, что Сагдеев сам защитил докторскую диссертацию в Новосибирске, куда приехал после окончания физического факультета МГУ, и что он был избран членом корреспондентом Академии наук СССР в возрасте 32 лет.

378_055-062

Сибирское отделение Академии науки (СОАН СССР) было создано в 1959 году. В настоящее время оно находится под Новосибирском в Академгородке, насчитывающем 40 000 жителей. В городке имеется около пятнадцати научных институтов, университет и средняя специальная физико-математическая школа.

Основной целью СОАН является развитие некоторых важных областей современной науки, а также использование полученных результатов в промышленности и народном хозяйстве Сибири. С другой стороны, СОАН старается привлечь наиболее талантливую сибирскую молодежь в сферу научного труда и в то же время повысить общую культуру жителей Сибири.

Указанные задачи имеют исключительно важное значение. Их решение требует создания научного коллектива, состоящего из ученых не только способных вести собственную научную работу большой значимости, но и привыкших работать в сотрудничестве с молодыми исследователями и заинтересованных в посвящении своих учеников в наиболее важные проблемы современных наук.

Именно дух научного коллективизма является характерной чертой деятельности СОАН.

Мы собираемся дать читателям журнала «Франция–СССР» представление о научной жизни СОАН.

Научные интересы Института гидродинамики сосредоточены на исследовании явления взрыва и распространения разрывных волн Адамара.

Для решения гидродинамических уравнений был разработан новый математический метод. Речь идет о методе квазиконформных отображений. Решения, полученные этим методом, позволили создать необычные взрывы.

Обычно подземный взрыв разбрасывает грунт, то есть может быть использован для разработки траншей, но не в том случае, когда траншею необходимо снова засыпать вынутым грунтом.

А ведь это как раз то, что требуется при прокладке подземных трубопроводов. Кроме того, метод Института гидродинамики позволяет перемещать вынутый грунт в четко определенное место, не рассыпая его. После того как траншея вырыта и в нее уложены трубы, грунт можно легко засыпать в траншею с помощью бульдозера. Нужный взрыв формируется следующим образом. Необходимое количество взрывчатого вещества помещается на дно разрабатываемой траншеи. Края траншеи должны быть покрыты гораздо более слабым зарядом. Заряд должен быть наклонен четко определенным образом, его плотность должна уменьшаться по направлению к поверхности грунта согласно линейному закону. В момент взрыва взрывчатка, размещенная по краям, производит волну, выполняющую роль пушечного ствола. Грунт, выброшенный взрывом основного заряда, направляется этой волной, которая не дает ему рассыпаться. Данный метод очень эффективен и малозатратен.

Еще одна разработка, которая ведется в Институте гидродинамики стараниями члена-корреспондента академии наук Войцеховского, привела к созданию гидравлической пушки. речь идет об аппарате, производящем водные струи с напором в несколько десятков атмосфер. Данные струи могут быть использованы для разрушения горных пород.

Обычно взрывы используются для разрушения самых разнообразных предметов. В Институте гидродинамики нашли способ с помощью взрывов сваривать самые разные металлы. Берутся две металлические пластины, которые надо соединить (сварить). Одну пластину помещают поверх другой с небольшим наклоном. На верхнюю пластину укладывает слой взрывчатки. Необходимо спровоцировать взрыв в нижней точке этого слоя. Детонация распространяется с огромной скоростью. Давление детонации прижимает верхний слой к нижнему. Под этим огромным давлением металлы ведут себя как жидкости. Волна пробегает по общей поверхности пластин. Именно за счет этой волны и осуществляется сварка.

Сотрудники Института гидродинамики Войцеховский и Солоухин стали лауреатами Ленинской премии в 1964 году.

В Институт математики СОАН имеется ряд подразделений, занимающихся развитием важных направлений современной математики.

Отдел уравнений с частными производными возглавляет директор института академик Соболев. Обобщенные решения краевых задач для уравнений с частными производными, теоремы о вложении и методы численного интегрирования функций, принадлежащих специальным классам многомерных областей, – вот основные направления, входящие в круг интересов данного подразделения. Академик Соболев избран иностранным членом Королевского общества Эдинбурга, Академии деи Линчеи в Риме и почетным профессором в Берлине.

Отделом алгебры и математической логики заведует академик Мальцев. Здесь изучаются проблемы общей алгебры и алгоритмические проблемы алгебры. В работах этого подразделения значительное развитие получили теории моделей групп и алгебр Ли, алгебраические кольца, а также классическая теория групп.

Также с успехом исследуется разрешимость фундаментальных алгебраических проблем.

В 1963 году академик Мальцев был удостоен Ленинской премии за свои классические работы по математической логике и абстрактной алгебре.

Отдел математической экономики, которым заведует академик Канторович, развивает математическую теорию оптимального планирования. Именно он является создателем математического метода линейного программирования, ставший в настоящее время одним из самых частых методов решения экономических и промышленных проблем. Канторович тоже был удостоен Ленинской премии в 1964 году.

Отделы дискретного анализа и теоретической кибернетики занимаются математическими проблемами современной кибернетики. Они изучают такие вопросы, как синтез регулирующих систем, упрощение логических формул, методы массового обслуживания, теоретические принципы программирования для современных ЭВМ и проблемы математической биологии. Эти исследования имеют не только теоретическую ценность, но и находят различное применение в вопросах регулирования технологических процессов и народного хозяйства.

В системе СОАН имеется вычислительный центр, оснащенный электронными вычислительными машинами. Центром руководит член-корреспондент Академии наук Марчук. По сути это научный институт прикладной математики. Здесь успешно разрабатываются математические методы прогнозирования погоды. Здесь также занимаются математическим решением задач геофизики, математическими методами

управления технологическими процессами химической промышленности (в сотрудничестве с институтом катализа) и автоматизацией программирования ЭВМ.

С другой стороны, вычислительный центр постоянно занимается расчетами для различных опытных объектов.

В СОАН ведутся значительные работы в области физики (особенно ядерной физики), химии, геологии, биологии и т.д.

Нужно хорошо разбираться в данных областях, чтобы популярно рассказать о темах исследований. К сожалению, это не наш случай. Мы хотим ограничиться перечислением институтов новосибирского Академгородка, чтобы просто дать представление о научных направлениях, которые там развиваются. Институт гидродинамики, институт математики, вычислительный центр, институт теоретической и прикладной механики, институт ядерной физики, институт теплофизики, институт полупроводников, институт органической химии, институт неорганической химии, институт катализа, институт кинетики и горения, институт геологии и геофизики, институт цитологии и генетики. Как мы сказали выше, СОАН нуждается в большом количестве молодых исследователей. Поэтому прямо в самом Академгородке был создан университет. Университет состоит из математического факультета (включая механику и кибернетику), физического факультета, включая метеорологию, факультета естественных наук с химическим и биологическим отделениями, небольшого геологического факультета, включающего прикладную геофизику, и факультета общественных наук, включающего отделения математической экономики, истории и археологии, а также языкознания.

Начиная с третьего года учебы студенты принимают участие в научных исследованиях институтов СОАН в качестве лаборантов.

Это позволяет им определиться со своими научными интересами и выбрать сферу будущей деятельности.

Кроме того, работа в институтах дает студентам возможность освоить новейшие научные методы и влиться в научный коллектив в очень молодом возрасте. Это очень важно с точки зрения будущего развития исследований в СОАН.

Следует отметить, что многие молодые люди после окончания университета предпочитают научному труду работу на промышленных объектах. Они служат очень полезным связующим звеном между опытными объектами и интересующими их вопросами и учеными СОАН, принимающими участие в преподавательской деятельности в НГУ. К тому же большинство сотрудников институтов СОАН выполняют педагогические функции в НГУ.

Многие выпускники университета уже стали выдающимися исследователями. Возьмем, например, математика Юрия Ершова и физика Алика Галлеева.

Для привлечения старшеклассников в Новосибирский университет и улучшения их подготовки к учебе была создана средняя специальная школа, которая также находится в Академгородке.

Чтобы поступить в эту школу, нужно пройти особый конкурсный экзамен по физике, химии и биологии, именуемый олимпиадой.

Экзамен проходит в три этапа. В первом этапе могут принимать участие все школьники Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока.

Предлагаемые в первом туре задачи публикуются в ежедневных газетах. Речь идет о задачах по физике, химии и математике гораздо более сложных в сравнении с обычными школьными задачами, однако для решения которых не требуется научных знаний, выходящих за рамки обычных программ. Решения нужно присылать в НГУ по почте. Авторы лучших решений приглашаются в областные центры по месту жительства для участия во втором туре олимпиады. Им предлагается новая серия задач. На этот раз победителей собирают летом в Академгородке на один месяц для участия в летней школе. Они ходят на лекции ученых городка и участвуют в практических занятиях, которые ведут молодые сотрудники различных институтов. После летней школы ученики сдают вступительные экзамены в спецшколу. Ежегодно туда принимается до 400 человек.

Физико-математическая школа включает три последних класса.

Однако набор производится одновременно во все три класса. То есть одни ученики там будут обучаться три года, другие – два, третьи – только один год. Большинство учеников этой школы продолжают обучение в НГУ. Некоторые из них, молодые математики Карев, Тресков и Фридман, уже являются авторами научных статей. Они окончили ФМШ в 1964 году.

Программы ФМШ сильно отличаются от программ обычной школы. Они включают элементы математической логики и теории множеств, исчисление бесконечно малых величин и элементы абстрактной алгебры, программирование ЭВМ, элементы теории относительности и квантовой физики, генетику и цитологию и т.д.

Есть множество специализированных кружков под руководством ученых, где изучаются различные разделы современных наук. Например, в этих кружках изучают основы кибернетики, дескриптивную теорию множеств, основы гидродинамики и распространение волн, элементарные частицы, дифференциальные уравнения, элементы топологии, теорию групп, теорию алгоритмов, основы радиотехники и экспериментальной цитологии, различные области химии. Помимо научных имеются также литературные и музыкальные кружки, а также кружки, посвященные искусству.

Число конкурсантов, желающих поступить в нашу физико-математическую школу, растет с каждым годом. В этом году у нас было более десяти тысяч участников.

Авторы документа: Ляпунов Алексей Андреевич
Источник поступления: Ляпунова Наталия Алексеевна
Документ входит в коллекции: Участие в образовательной программе ООН и ЮНЕСКО