Расширенный
поиск

Открытый архив » Фонды » Фонд А.А. Ляпунова » Коллекции фонда А.А. Ляпунова » Переписка А.А. Ляпунова » Переписка военных лет » Письма А.А. Ляпунова 1942 г. » Письмо

Письмо

Дата: 1942-04-08
Описание документа: А.А. Ляпунов подробно излагает свою концепцию воспитания детей в условиях войны.
 

Ly 252_087

Ly 252_088

Ly 252_089
Текст документа:

8/IV 42г. №8

Дорогая Таточка!

Сегодня я в наряде и буду иметь несколько свободных часов. Хочу использовать их для подробного письма. Прежде всего, еще раз о твоей поездке. Мне очень хочется, чтобы ты с кем-нибудь еще приехала в начале мая ко мне. Одна не поезжай. Слишком труден путь. Ко многим из моих товарищей приезжают родственники. В этих случаях можно получить небольшой отпуск. Кто его знает, придется ли нам увидеться позднее. Очень не хочется терять этой возможности. В качестве спутника возьми Колю или Неду, если они смогут, только не поезжай одна. Думаю, что маме путь слишком труден, да ей и не следует уезжать из дому. Если поедешь, привези мне предметы личной гигиены ― зубной порошок или пасту ― я свой просыпал, крем для сапог или хотя бы краску, щетку для платья, пуговиц ниток. Продуктов не вези. Может быть ты сговоришься с женой Бадыгина или еще кого-нибудь из казанцев и приедешь вместе. Я живу в хороших условиях, кормят вполне достаточно. Мне разрешено, в случае надобности, получать дополнительную порцию. В общем, я вполне сыт и питаюсь много лучше, чем в Казани. Образ жизни очень правильный. Правда, нагрузка велика и устаю я сильно, но думаю что втянусь. Уж если дела сложились так, что я не могу заниматься математикой, нужно овладеть другими знаниями и быть полезным на новом месте. Когда кончим войну и разобьем ненавистных бандитов, тогда можно будет вернуться к прежней работе и с новыми силами, окрыленными победой, взяться за науку, преподавание, а также за воссоздание нашего семейного очага. Что касается воспитания детей, то мне хочется, по мере возможности, в нем участвовать по переписке. Тут нужно иметь в виду две задачи ― задачу сегодняшнего дня и задачу построения всей их жизни. В первой главное ― донести до их сознания смысл происходящих событий. На нашу Родину напали жестокие враги. Папа уехал в Армию, чтобы вместе со всеми Красноармейцами прогнать врагов и освободить то, что враги заняли. Детей увезли из Москвы, потому что там было опасно ― летают вражеские самолеты и бросают бомбы в мирных жителей. Наше Правительство хочет спасти маленьких детей и поэтому их увезли. Дети должны помнить, что в других странах другие правительства не сумели спасти жителей и маленьких детей. Их захватили немцы и им очень плохо жить. Поэтому дети наши должны любить наше Правительство, во всем его слушаться и помнить, что Оно их спасло от врагов. За это дети должны вырасти хорошими гражданами, верными сынами своей свободной Родины. Кроме того, дети должны хорошо учиться, чтобы приобрести достаточно знаний для всей дальнейшей жизни. Они должны стать культурными и знающими, чтобы своими знаниями быть полезными Родине. Они должны знать, что за время войны много людей будет убито; много ценных и нужных вещей будет разрушено; целые города, заводы и фабрики; много деревень и сел, все это сожжено, разрушено, взорвано. Предстоит долгий период восстановления всех наших богатств. Они должны приготовить себя к тому, чтобы в этот период быть на высоте положения. Для этого, с одной стороны, необходимо, чтобы они научились слушаться, научились трудиться. Они должны уже теперь тебе помогать и уметь делать трудные и неприятные вещи. С другой стороны, очень важно уже теперь заложить основу настоящего образования. Для этого, дорогой Таток, необходимо продолжить ту линию воспитания, которую я всегда вел: возможно полнее и шире открыть детям глаза на окружающую природу. С этой целью я напишу им сегодня о тех вещах, которые я видел. На улице и за городом я бываю очень много и хотя условия не очень благоприятны для наблюдений над природой, все же трачу на них минуты отдыха. Меня беспокоит твое материальное положение. Устроилась ли ты на работу? Что у тебя есть из продуктов, кроме того, что привез я? Реализовала ли ты новые карточки и имеешь ли ты столовую и гастроном. Я очень прошу тебя добиться их в Академии. Это твое моральное право. С ужасом думаю о том, что вся нагрузка по дому на одной тебе. И вода, и дрова, и топка, и готовка, стирка, дети да еще и служба. Конечно, тебе несравненно труднее, чем мне! Как дела у Лирочки? Я уверен в том, что она тебя не бросит. Горячо поблагодари ее от меня. Если ты поедешь ко мне, очень прошу тебя оставить детей либо Лирочке, либо еще кому-нибудь, но только так, чтобы они были изолированы от Веры. Я думаю, что я имею право на то, чтобы хоть теперь мама считалась с моими чувствами в этом отношении. Если Вера еще в Казани и на Чернышевской, то мне будет легче, если ты не приедешь в Шую, чем если дети будут с Верой! Передай привет Новиковым, Хованским и Смирновым и проси всех писать мне. Я буду писать прямо в Институт.

Крепко тебя целую и очень жду.

Подпись.

Отраженные персонажи: Гурьева Елена Савельевна, Ляпунова (Семерчан) Вера Андреевна, Ляпунова Елена Васильевна, Наметкин Николай Сергеевич, Ляпунова-Хованская Рогнеда Андреевна
Авторы документа: Ляпунов Алексей Андреевич
Адресаты документа: Ляпунова (Гурьева) Анастасия Савельевна
Геоинформация: Шуя, Ивановской обл.
Источник поступления: Ляпунова Наталия Алексеевна
Документ входит в коллекции: Письма А.А. Ляпунова 1942 г.