Расширенный
поиск

Открытый архив » Фонды » Фонд Ю.Б. Румера » Коллекции фонда Ю.Б. Румера » Воспоминания о Ю.Б. Румере. » Воспоминание

Воспоминание

Описание документа: Воспоминание Гусева В.А.
 

Ru 185_205

Ru 185_206
Текст документа:

Послесловие

(к заметке "Физика и жизнь" Гусева В.А., выпускника НГУ 1970г., сотрудника ИМ им. С.Л. Соболева СО РАН)

Неписаное правило: «При изложении материала в научных статьях избегать эмоциональной окраски», или в другой интерпретации - «только факты», не позволяет авторам высказывать мотивы, побудившие их к данному виду творчества. В мемориальных статьях это табу на время снимается, поэтому я позволю себе некоторый ретроспективный экскурс.

Мировоззрение ученого, как и его идеи, которые «может быть» в последствие окажутся востребованными, формируются в возрасте 18-22 лет, то есть в самый активный период «младенчества», когда живой незашоренный еще мозг юноши, кажется, способен только впитывать без какого-либо анализа знания. Как важно, чтобы в этот короткий период созревания, рядом был мудрый учитель, который бы не давил авторитетом, но лишь иногда шлепал по «попке» слишком расшалившегося юношу. Мне повезло - я такой шлепок получил на третьем курсе университета. Юрий Борисович читал у нас «Термодинамику и статистическую физику». Основное уравнение термодинамики я запомнил исключительно благодаря коронной фразе Ю.Б.: «ну что ж, давайте начнем от печки». «Печкой» как раз и было это уравнение.

На экзаменах Юрий Борисович обычно присутствовал не долго, принимал у 3-х -5-ти студентов, а остальных «драконили» его ассистенты. Я попал в число этих пяти счастливчиков. Что касалось ответов на вопросы билета и задач - проблем не было. Но все мы знали, что получить пятерку у Юрия Борисовича можно было, если ответишь на один из его «коронных» вопросов, ну, например, по теории ферромагнетизма Вейсса - Ланжевена. Вот эту-то теорию я и не удосужился разобрать в деталях. Когда Ю.Б. в присущей ему очень мягкой, интеллигентной манере попросил о ней рассказать, у меня не хватило духу начать выкручиваться - я сказал прямо: «Юрий Борисович, общие представления имею, но в деталях заблужусь». На что последовала огорченная реплика: «Ну что же Вы, молодой человек, я Вам пятерку собрался поставить. Как же теперь быть?». Получил я «хор» и одновременно тот самый шлепок, который запомнил на всю оставшуюся жизнь.

И еще одна маленькая притча о пользе общения с классиками. Известно, что лабораторные журналы Марии Кюри-Склодовской запечатлели историю открытия радия и полония не только в виде ее записей, но и в виде отпечатков этих элементов на бумаге. По мере концентрирования их из природных источников, росла и удельная радиоактивность страниц в лабораторных журналах, так как пальчики ученого тоже были радиоактивными. Это наблюдение было сделано много позже при использовании современных датчиков радиоактивности.

При рукопожатиях, при записях в «зачетку» классики неизбежно оставляют часть своих молекул. Но ведь они - классики, в свою очередь, также когда-то взаимодействовали со своими предшественниками. После того экзамена я могу сказать, что здоровался за руку с Эйнштейном, Дираком, а может быть даже с Ньютоном и Галилеем ... Шутка, но ощущение приятное и обязывающее.

Отраженные персонажи: Румер Юрий Борисович
Авторы документа: Гусев В.А.
Геоинформация: Новосибирск
Источник поступления: Михайлов Михаил Юрьевич
Документ входит в коллекции: Воспоминания о Ю.Б. Румере.