Текст документа: |
Копия
Вице-президенту Академии педагогических наук РСФСР А.И. Маркушевичу
Отзыв на рукопись проф. Ю.Б. Румера и М.С. Рывкина "Теория относительности".
Рукопись представляет собой систематический курс теории относительности. В основу курса, в отличие от обычно характера подобных курсов, положено ясное изложение физических основ теории, и ее важнейших применений в современной физике. Авторы отказались от традиционного обоснования теорий относительности и подробного рассмотрения релятивистской кинематики, хотя эти вопросы изложены для последовательного построения всего курса. Центр тяжести книги лежит в изучении динамики теории относительности. В целях доступности изложения авторы отказались от использования тензорного анализа и теории групп. Для чтения книги от читателя требуется знакомство с дифференциальным и интегральным исчислением и векторным анализом в объеме обычного курса Пединститута или физикотехнического факультета. Большим достоинством книги является методически продуманное изложение релятивистской теории: от знакомых из общего курса физики законов понятий и явлений, читатель подводится к усвоению нового содержания, заключающего в теории относительности. По существу в нашей учебной литературе по теоретической физике для студентов - физиков такой книги нет. Однако авторы напрасно считают, что подобный курс может быть доступен учителям физики техникумов, школ и инженерно-техническим работникам без предварительной подготовки по теоретической физике. Общий уровень книги предполагает от читателей хорошее знакомство с теми разделами теоретической физики, которые предшествуют теории относительности. Это, в особенности, относится к последней главе IV "теория поля", которую авторы рекомендуют неподготовленному читателю при чтении опустить. Эта глава содержит очень важные вопросы электродинамики и необходимые сведения из теории тяготения. Опустить эту главу – значит, очень многое потерять в осмысливании тех изменений, которую внесла в физику теория относительности.
Следует также заметить, что рукопись книги никак не связана со школьным курсом физики. Она не имеет методических "Выходов" в преподавание школьного курса, хотя по отдельным вопросам такие "выходы" для учителя могли бы быть намечены. Это относится, например, к взаимосвязи массы и энергии, отдельным вопросам квантовой теории света, некоторым доступным выводам из преобразований Лоренца и др. вопросам. Авторы, по-видимому, и не ставили перед собой задачу, как то увязать свой курс, с преподаванием физики в школе. Они просто написали очень хорошее, по моему мнению, учебное пособие по теории относительности. Целесообразность его издания не вызывает у меня ни малейшего сомнения. Эта книга принесет большую пользу улучшению преподавания теоретической физики в Педвузах и повышению научной квалификации будущих учителей физики. Однако мне кажется, что издание этой книги в АПН РСФСР, как пособия для учителей физики потребовало бы придать этой книги иную направленность, чем та, которую ей придали авторы. В этом изменении, мне кажется, нет необходимости. Книгу нужно непременно издать в Гостехиадате или Учпедгизе как учебное пособие по курсу теоретической физики. Я убежден, что эта книга будет очень хорошо принята читателями студентами педвузов и университета. Она, конечно, дойдет тогда и до учителей физики.
Редакционно-издательский совет АПН РСФСР имеет все основания рекомендовать авторам рукописи предложить ее для издания и Учпедгиз или ГТТИ. Если, тем не менее, будет принято решение издавать ее в АПН, я дам более подробную рецензию с указанием замечаний по главам.
Профессор Б. Яворский.
|