О новорожденном.
Наконец-то могу ехать, лошади готовы.
Когда рождается ребенок, устраивается обряд тоонто тайха . Собираются бурятки, наваривают зooхэй, масло и, брызгая ими в огонь, исполняют обряд. Молодого отца одаряют кольцом, зooхэй, тосо. Через год (yендэ хyрхy ) устраивается милаангут , во время которого колют лошадь или кого другого, собираются, едят и пьют. Мать одаривает гостей платками… Новорожденного отдаривают монетками и рублями. Посылаются пожелания.
Игры здесь прекратились, остались попойки и бичорха .
Алгуй, мой ямщик, говорит, что все модные песни приходят с Куды. На все песни есть мода: попоют и забудут. «Дууни Эжин» («хозяин песни») посетил когда-то всех бурят, но дольше всего оставался на Куде (Худайн гол)… Оттого-то и певцы кудинцы…
Еще несколько слов о здешних ойхонцах…
Жду когда запряжет лошадь.
Артаман: «Биди бyгyдэ Бурхани зooри, хаани сан» - (мы все подданные бурхана и в ведении хана).
Угостили меня жареной рыбой, бараниной. Рыбу нельзя есть ножом. Здесь соблюдается обычай залаха , но не так строго, как у нас. Спасибо за угощение.
У здешних бурят за калым надо платить 470-500 и более рублей, 40-30 скотины, да прибавить «амани морин (конь для езды), ургай гyyн (хоримой) (кобылица для пира), дуртор yхэр (зылэй yнеэн) (корова для доения)».
Но существует поговорка: адууhа идеhэн хyн баяжха yгэй, адуу yгэhэн хyн баяжха (кто съел коня - не разбогатеет, а кто отдал - разбогатеет). Буряты прекрасно сознают неудобства калыма и товарной оценки девушки, даже вопрос рассматривается на сугланах, но ничего не выходит.
Нужно заметить, что у забайкальцев калым потерял свое прежнее значение. Начинают считать девушку за человека.
|