Расширенный
поиск

Открытый архив » Фонды » Фонд ЦВРК ИМБТ СО РАН » Коллекции фонда ИМБТ СО РАН » Этнография бурят и монголов » Дневник Ц. Жамцарано (№ 3) » Лист 026

Лист 026

Дата: 1903-08-06
 

Bm 223_026
Текст документа:

Был Ээ-Хайрхан Бурхан, до него никого не было. У Ээ-Хайрхана [был] сын Эсэгэ Малаан, а Эхэ Юурэн ииби - неизвестно, супруга ли Ээ-Хайрхана или же Эсэгэ Малаана. У Эсэгэ Малаана и его жены Зарлиг было трое детей: Наран, Hара и Гал, т.е. Солнце, Луна и Огонь, которые Тэнгрийн тээли, огторгойн отхон. 1-ый обитается на Солнце, 2-ой - на Луне, 3-ий - в Огне. Призываются так: 1. нарани эжин - налхан Юhурун, Хатун Тooдэй Найман хyретэй, 8 хyлтэй. Эта богиня солнца рисуется на полотне в виде 8 концентрических кругов, с 8 ногами. Вставить рисунок стр. 11.

2. Hарын Эжин hалхан Юhурун Хатун Тooдэй - Юhэн хyреэтэй - Юhж хyлтэй. Эта богиня луны рисуется в виде 9 концентрических кругов, с 9 ногами. Вставить рисунок стр. 11.

Иногда ноги у обоих изображений идут от центра или от внешнего круга во все стороны, в виде спиц на колесе. У Нара-Hарана (Солнца и Луны) есть двое детей: сын Былтыргэнэ-хyбyн, дочь Тылтыргэнэ-басаган. Дети производят трески и ломания в доме. Тогда им приносят зooхой (варенье из сметаны и муки).

3. Гали эжин - Галайхан ноен, Дули Эжин - Дулуохyн - унего есть жена. Бодон бодон yлеэхy Боролжин Тooдой - оба супруга Сахян Сахин тyлyх Сахяадай yбyгyн, Санхалан хатун. Огню [приноят] жертву из масла, жира, крепкого вина и др.

«Боги брака. Хотя их 5, но рисуются в виде 4 фигур с

ленточками» Вставить рисунок стр. 11(1)

1-ый - сам Хан Хото, 2 - жена Хазага Шобуши или Хатун Шобуши, 3-ий - сынХирэлдэй Хyбyн, 3 - дочь - Hуушха басаган, 5-й [которого нет на рисунке] - зять Хан Хоты, он взял в жены вторую дочь Хан Хоты и потому упоминается в молитвах вместе со своим тестем. Жена его почкму-то не упоминается. Сам зять происходит из восточных тэнгриев, был красавец собою и похитил дочь Хан Хото. Имя его не смогли сообщить.

Далайн Эжин - Данжин ноен.

Уhани Эжин - Уhаари хатун

«Громовержцы Хyхyдэйи призываются:»

Хyхyдэй Мэргэн хyлтэй Зааран.

Хан Хермос Тэнгэрийн Хара Тyмyр номотон

Хyрзди шинээн hомойтон, Хyлyр улаан зэбэтэн.

Пожелания или юроол говорят под рифму, наподобие пословиц, потому я и записываю пожелания наряду с пословицами и загадками, как народное устное творчество.

Источник поступления: Архив ЦВРК ИМБиТ СО РАН ЛАФ № 6, д. 23, дневник № 3
Документ входит в коллекции: Дневник Ц. Жамцарано (№ 3)