Расширенный
поиск

Открытый архив » Фонды » Фонд Т.И. Заславской-М.И. Черемисиной » Коллекции фонда Т.И. Заславской-М.И. Черемисиной » Семейная переписка » Переписка 1934 года » Письмо

Письмо

Дата: 1934-01-24
Описание документа: Сарра Карловна поздравляет дочь с днём ангела. Переживает из-за Майи и даёт советы по воспитанию.
 

Z1 491_007

Z1 491_008

Z1 491_009

Z1 491_010

Z1 491_011

Z1 491_012

Z1 491_013

Z1 491_014
Текст документа:

11 ч. в. 24.I.34. Киев

Дорогая моя Танюша!

Через час твои именины; шлю тебе наш привет и сердечные пожелания всего лучшего; будем завтра вспоминать тебя и всех вас, представлять себе, как проводите вы этот день; кажется, сегодня начались каникулы (к сожалению, очень короткие) у И.В.; значит завтра он будет дома, а для тебя это самый лучший подарок. Тасика поцелуй за нас крепко, крепко.

Утром послала тебе открытку, а теперь хочу поговорить поподробнее обо всем и обо всех.

Очень огорчило меня твое сообщение о Маюшке; конечно, я уверена, все это в дальнейшем сгладится, и она сама себя переделает, но в данный момент это очень неприятно и доставляет тебе не мало огорчений. Ты просишь меня научить тебя, как добиваться от нее желаемого? С великой радостью дала бы тебе совет, если бы была уверена в том, что он научит тебя; дело очень трудное, но такое, которое все же нельзя оставлять без внимания, не только нельзя оставлять без внимания, но нужно, прежде всего, мне кажется, взяться тебе за самоё себя, взять себя в руки и неуклонно следить за ней и так или иначе добиваться своего; думаю, что надо поставить ее в такие, во-первых, условия, чтобы она волей-неволей не вела себя так, как ведет; это главным образом в вопросе о ее внешности; это уж ты сама должна следить за ней и придумывать способы ее одевания, причесывания и т.д. такие, которые сами по себе исправляли дело; напр., относительно чулок; ведь ясно, что надо что-то сделать с подвязками, панталонами или трико такое, что хорошо бы их держало; ведь согласись, что эта механика в настоящее время далеко не идеальна, и нужно быть уж очень аккуратным, чтобы все держалось, как следует; с головой тоже; м.б. надо купить ей круглый гребешочек, который поддерживал бы волосы; на ботинках наверно шнурки плохие, на платьях, м.б., не хватает пуговиц и т.д., и т.д. Так что относительно туалета ты сама вникни в дело, постарайся удалить все, что помогает ее неряшливости; кроме того, необходимо, чтобы перед ее уходом в школу ты, или Ев. Ион. осматривали бы ее с ног до головы и не выпускали в сомнительном виде, ибо уйдя в сомнительном, она в школе будет уже в совершенно невозможном; если она все еще охотно ходит в школу, то пригрози ей, а м.б., иногда и приведи угрозу в исполнение и не пусти в школу, если она не будет аккуратней и чище; думаю, что не «орать», не «шлепать» ее не следует, ибо это вызывает только охлаждение к тебе, но не исправит ее; мне кажется более действительным – лишать ее того, что доставляет ей удовольствие, напр., школа (?), «сладостное чтение», тебе самой виднее, что именно.

Очень печально, что она стала хуже учиться; чем ты это объясняешь? Она писала мне, что это произошло от того, что она из-за болезни много пропустила; если это так, то надо ее непременно с твоей или посторонней помощью подогнать; конечно, в Ваших финансовых обстоятельствах второй способ очень затруднителен, но тогда надо тебе самой понатужиться и взяться за нее, иначе она все больше и больше будет отставать и никогда не займет снова упущенного места; когда переедете в Москву, то, пожалуй, придется поместить ее в низшую группу; но надеюсь, что она легко может поправиться, если только возьмется за исправление с охотой; тут подействуй, м.б., на ее самолюбие. Поговори с ее учительницей: ведь Ев. Кир. была так ею довольна! Что же случилось? Не попала ли она в распущенную компанию? Тогда все понятно; напр., ты пишешь, что она дерется; это, конечно, она могла приобрести только в школе, где за ними нет присмотра; м.б., ее учительница тоже на заявления о драках говорит, что ей «до этого нет дела».

Как ни неприятно, а подчас просто-таки тяжело, но надо, дорогая моя, пересиливать себя и все же добиваться тем или другим путем желаемого; конечно, трудно утверждать, что ты всегда достигнешь успеха, но все же стремиться надо.

Очень огорчительно ее отношение к Танюше; не приходит ли мысль, что она, м.б., ревнует тебя к ней? Не думаю, чтобы она не любила ее, просто изводит, как часто старшие дети изводят младших; я же тебе рассказывала, как изводили меня наши мальчишки, и как я плакала, когда они называли меня «Сингапуром», «Камчаткой», а позже, когда я пошла уже в гимназию (в млад. приг., значит, была чуть больше Тасика) «зубрилкой» и т.д.; м.б., тут может помочь насильственное их разделение, пусть почаще будут в одиночку, тогда она почувствует, как плохо ей без Тасика. А с обедами – отсади ее, пусть временно, но не один день, обедает в детской. Главное, думается мне, надо пользоваться ее любовью к учебе, как средством добиваться своего.

Ты написала мне – «научи», и вот я пытаюсь поделиться своими мыслями с тобой в надежде, что, м.б., ты чем-нибудь воспользуешься, хотя с другой стороны не очень уверена, что мои советы могут дать желаемые результаты; кроме того, уверена, что ты уже и сама не мало думала об этом деле и, м.б., сама находила такие же лекарства; во всяком случае не сердись, что «учу» (не учу, а высказываю свое мнение) тебя, но мне не менее больно все то, о чем ты пишешь, а потому так хочется добиться исправления нашей все же дорогой Маюхи. Да, еще один вопрос – о таскании сладостей; не полезно ли будет оставлять некоторое их количество в буфете в полное их распоряжение, но, конечно, с наставлением не съесть всего сразу, есть, скажем, после обеда, перед сном или что-нибудь в этом роде; чтобы они более или менее свободно брали (или Манюха одна, т.к. Тасик в этом не повинен), а не имело бы это характера «таскания»; это, наверно, тоже из школы, ибо там «таскать» - обычная вещь. Буду ждать твоей реплики на мои мысли.

До глубины души возмущена молодцами из ФЗУ; ведь это настоящие воры, да еще со взломом! Как хочешь, но в наше время школьники никакой школы (городской ли, народной или другой какой) не сделали бы такой подлости. Какие же будут следствия обысков? Ведь наверно нашли у них и казенные вещи, раз они исчезли. Сколько же книг привезли И.В. с Маечкой?

Буду продолжать письмо завтра, ибо уже первый час, а вставать надо в 7 ч. ут., папа уже лёг.

Крепко, крепко целую тебя; поцелуй Тасика и Маюху, которой скажи, что она огорчает очень и меня, которая ее очень любит и хочет видеть ее хорошей, как она была прежде. Сердечный привет И.В.

Твоя мама.

Отраженные персонажи: Заславская (Карпова)Татьяна Ивановна, Де-Метц Георгий Георгиевич, Карпов Иван Васильевич, Черемисина (Карпова) Майя Ивановна
Авторы документа: Де-Метц (Крафт) Сарра Карловна
Адресаты документа: Карпова (Де-Метц) Татьяна Георгиевна
Геоинформация: Киев
Источник поступления: Шиплюк (Клисторина) Екатерина Владимировна
Документ входит в коллекции: Переписка 1934 года