Расширенный
поиск

Открытый архив » Фонды » Фонд Т.И. Заславской-М.И. Черемисиной » Коллекции фонда Т.И. Заславской-М.И. Черемисиной » Дневники и другие записи членов семьи » Заметки и воспоминания Г.Г. Де-Метца » Рассуждения автора о поэме "Дон Жуан"

Рассуждения автора о поэме "Дон Жуан"

Описание документа: Начала и конца нет, видимо где-то в другой тетради. Датировки точной тоже нет.
 

Zc 456_107

Zc 456_108

Zc 456_109

Zc 456_110

Zc 456_111

Zc 456_112

Zc 456_113

Zc 456_114
Текст документа:

жжающее с той или другой стороны. Итак, действительно мы видим, что человек должен находиться на страже непрестанно; как видно удел плохой, но что ж делать! В таком положении дел человек находился бы в самом большом отчаянии и, видя всюду зло, сам бы обратился в зло, но, подобно тому, как погибающему на море и в огне, мы стараемся подать помощь, точно так и Бог проливает свет в жизнь и сердце человека и человек принявший этот свет, ободряется и прямо и смело идет на встречу лучшему будущему, борясь на пути своем с встречающимися препятствиями, т.е. со злом или тьмою.

Но подобно тому, как вооружается против зла добро, так и зло вооружается против добра и вот начинается трудная борьба для человека. В эту борьбу он должен призвать свою всю нравственную силу, всю свою энергию и, подобно тому, как весна следует за зимой, приведшей все в мертвое состояние, или состояние смерти, так и добро со временем победит зло, которое, как мороз, убивает все хорошее и прекрасное, зарождающееся в сердцах хороших людей, и даст возможность обнаружиться, вырасти, развиться всему хорошему, полезному. Тогда настанет хорошее время, которое самое лучшее, которое пережито, переживает или переживет род человеческий. Уже в наше время, в наш XIX век, мы замечаем такую борьбу, поднявшуюся за положение, за равноправие человека и что ж, конечно пока еще сделали немного, но за то видно все более и более людей, желающих создать более счастливую жизнь простого класса, а следовательно почти всего народа, так как низший класс есть самый большой на земном шаре; но об этом, может быть случится говорить в другом, а может быть остановимся на этом месте, а теперь к делу.Я только что сказал, что человек, борясь должен призвать всю свою нравственность, чтоб отстоять или противостоять злу, но если у него найдется хотя одна слабая сторона, то сторона слабая в отношении добра и сильная, тогда такому человеку трудно и даже невозможно противостоять своему врагу, умей ваш враг воспользоваться вашей слабой стороной и вы у него в руках. На этом оканчивается пролог из драматической поэмы «Дон-Жуан»; при этом еще надобно прибавить, что слабое место нравственности Дон-Жуана – гордость , которая, как увидим дальше, увлекла его далеко во пределы царства сатаны, зла, и развивается в двух сценах.

Апрель 1.

Стихи духов из пролога

«В тревожном жизни колебанье

Всегда с душой враждует плоть;

Да озарит твое сиянье

Стезю блудящего, Господь!

Но если пламенный и страстный

Он слепо вступит в мрак и ночь,

В час испытанья, в час опасный

Дозволь нам слабому помочь!

Твои пути необъяснимы,

Твоих судеб таинствен ход,

Блажен, кто всех соблазнов мимо,

Дорогой светлою идет!

В первой сцене представляется Дон Жуан, как человек, который считал любовь двигателем всего мира, но кот любви этой он не отыскал. Под любовью этой он подразумевал, не то узкое чувство обладания, сладострастия; но тот великий источник, причину всего хорошего; любви этой он не нашел и стал искать ее всюду, переходя от одной донны к другой, думая найти у одной из них идеал своей любви, но что ж, он нашел в этой любви лишь пошлые явления и в ярости он поклялся не верить ни любви, ничему другому. Вообще можно заключить, что Дон Жуан был вовсе не ветрен, как его обвинили в Casa Santa, не был ловелас, но просто,

Апрель 2.

подстрекаемый – он искал свой идеал любви; кроме того Д. Жуан был человек великодушный. Это он выказал при освобождении Мориско, которого святая церковь обвинила в преступлении и решила повесить его; при этом освобождении он, как защитник подвергал жизнь свою опасности, но это его не остановило и он освободил его из-под стражи. После этого (с … Лепорелло) освобождения Д. Жуан отправился домой, а слуга его Лепорелло зашел в ближайшую таверну, где без его ведома, был выпытан фискалом о своем господине и был приведен в заседание инквизиции для заявления сказанного пред фискалом суду церкви. Лепорелло, видя себя между двумя опасностями, сказать или выдать своего господина или быть повешанным, нашел более удобным первое и сообщил все о своем господине. Суд освободил Лепорелло и тайно решил казнить Д. Жуана; обо всем этом Лепорелло сообщил своему господину и этот, разочарованный любовью, а … справедливостью, и закон, и честью, и религию объявил войну святым и отцам и, всегда верный своему слову, ни во что не верить, искал обладания Донной Анной, дочерью Командора, чего он впоследствии достиг, убив однако ж на дуэли её отца и жениха, которые его вызвали по поводу того, что он пел серенаду вульгарной женщине [Писетов].

Часть вторая. Святое братство, решивши убить Д. Жуана тайно, простило спасенному от костра, Мориско с тем, чтобы он убил Д. Жуана, тот, как человек низкий решился и однажды, переодетый, как незнакомец, спросил у Д. Жуана, подав при этом письмо. Д. Жуан принял письмо, а Мориско хотел нанести ему удар кинжалом, но был схвачен за руку Д.Ж. Этот опять простил неблагодарному и велел его спрятать в своем дворце от инквизиции.

В это время ожидали из Рима кардинала …, а так этот Йеронимо, был строг, то братство хотело завести с Д.Ж. форменный процесс и объявив его отрешенным от церкви и отечества. Следовательно ему нельзя было долее оставаться в [лодке]; он это знал, но не хотел покинуть ни с чем донны Анны, а поэтому в туже ночь с своим слугою отправился в Севилью, приехавши куда, они остановились у кладбища и откуда Д.Ж. пробрался в виллу донны Анны.

Вошедши в виллу, он был замечен солдатом, который донес это офицеру, а последний решил произвести обыск в вилле. Между тем Д. Жуан успел в это время объясниться с донной Анной, хотя1) результат вначале это объяснение было совершенно не в пользу первого, тем не менее однако она не хотела выдать Д.Ж., когда вошел офицер священной стражи требовать выдать Д.Ж., затем же Д.Ж. добился своей цели. Возвратившись назад, где стояли лошади, он увидел Лепорелло растерявшимся от страха и, не веря в оправдания своего слуги, нарочно велел пригласить ея на ужин к себе статую Командора, после чего он поспешил в Гренаду, куда по прошествии некоторого времени вошел Мориско -, капитан фелуги, морской разбойник, который хотел, из благодарности, увезти Д.Ж. куда этот хотел, но в это время воины священной стражи окружили дворец Д.Ж. и находясь в таком критическом положении, Д.Ж. пускается на хитрость и, переодев Лепорелло за Д. Йеронимо, а Мориско, назвал капитаном корабля, на котором приехал Д.Йеронимо, велел впустить во дворец начальника священной стражи, которого таким образом одурачил и отвратил на некоторое время опасность. Затем дон Ж. позвал к себе в гости всех матросов фелуги, которае стояли тут же и начался пир, который Д.Ж. открыл песнью и пеньем; во время пира появилась Анна замаскированная, прося Д.Ж. покаяться во всем, и поспешить своим отплытием, так как он может погибнуть, после чего она ушла, сказав: умираю. Это встревожило Д.Ж. и он велел следить за Анной, боясь, чтобы она не решилась на самоубийство. Меж тем Мориско требовал самого поспешного отплытия, на которое Д.Ж. не согласился, почувствовав истинную любовь к Анне, которая отравилась. В то время, когда Д.Ж. признавался себе в любви к Анне, вошла статуя командора, приглашенная Д. Жуаном на последний ужин, и которая, заставив его молиться в последний раз, хотела раздавить его, как червя, потому что он, согласно своему идеалу любви, полюбив, поверил и в честь, и в законы, и в справедливость, и в религию; но потеряв ее (она умерла), он, верующий, проклял: рай, блаженство…

Авторы документа: Де-Метц Георгий Георгиевич (Юрий)
Источник поступления: Шиплюк (Клисторина) Екатерина Владимировна
Документ входит в коллекции: Заметки и воспоминания Г.Г. Де-Метца