Расширенный
поиск

Открытый архив » Фонды » Фонд Т.И. Заславской-М.И. Черемисиной » Коллекции фонда Т.И. Заславской-М.И. Черемисиной » Дневники и другие записи членов семьи » Заметки и воспоминания Г.Г. Де-Метца » "Заметки из исторических писем Миртова"

"Заметки из исторических писем Миртова"

 

Zc 456_035

Zc 456_036

Zc 456_037

Zc 456_038

Zc 456_039

Zc 456_040

Zc 456_041

Zc 456_042

Zc 456_043
Текст документа:

Заметки из исторических писем Миртова

Глава I. Естествознание и история. Некоторые ученые утверждают важность отдельно взятого естествознания, другие важность истории. Необходимо для образованного человека знать и то и другое, если же невозможно исполнить подобные условия, то лучше изучать историю… «Основные части естествознания составляют совершенно необходимую подкладку современной жизни, но представляют для нас более отдаленный интерес. Что касается до высших частей естествознания, до всестороннего изучения процессов и продуктов жизни лица и общества, то подобное изучение стоит совершенно на одной ступени с историею, как по теоретической научности, так и по практической поверхности; нельзя спорить, что эти части естествознания связаны с более живыми вопросами для человека, чем история, но серьезное изучение их совершенно невозможно без изучения истории, и они осмысливаются для читателя лишь на столько, на сколько для него осмыслена история».

Глава II. Процесс истории. История в строгом смысле принадлежит лишь человеку; «для человека процесс истории всегда представляется более или менее ясно и последовательно, - борьбою за прогресс и окончательным торжеством прогресса, и лишь те явления были историческими в строгом смысле этого слова, которые влияли на этот прогресс» 24 стр. Что такое прогресс? Точного определения, совершенно объективного, нет; все они более или менее субъективны. Прудон: «Прогресс – это утверждение всеобщего движения, следовательно, отрицание всякой неизменной формулы, приложенной к какому бы то ни было существу, всякого ненарушимого строя, не исключая строя вселенной; всякого субъекта или объекта, эмпирического и трансцендентального, который бы не изменился» 26 стр. Спенсер: «Чтобы правильно понять прогресс, мы должны использовать сущность этих изменений, рассматривая их независимо от наших интересов… Оставляя в стороне побочные обстоятельства и благодетельные последствия прогресса, спросить себя, что он такое сам по себе». Затем он называет органическим прогрессом переход от однородного к разнородному и доказывает, что это есть закон всякого прогресса» 27. Различие лишь кажущееся; в сущности, они стоят на одной и той же почве.

Глава III. Величина прогресса. Миртов: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении. Воплощение в общественный формат истины и справедливости» - вот определение слова: прогресс. 30 стр. Развитие в физическом отношении: - minimum гигиенических и материальных удобств, необходимых для жизни; - в умственном: - критический взгляд на все окружающее и понимание, что справедливость тождественна с стремлением их личной пользы (31); в нравственном: - самостоятельность убеждений, уважение достоинств чужой личности, а следовательно, и собственной. Воплощение справедливости и истины в общест. формы – свобода выражения положений, которые считаются истинными и справедливыми: общество настолько развито, что может оценить аргументы положений; формы меняются, тотчас, как перестали служить воплощением истины и справедлив. 32. Современная цивилизация отвечает отрицательно на все пункты, если говорить о всем живущем на земном шаре человечестве; что же касается счастливых единиц, пользующихся всеми удобствами первой половины, то их мало, и на них лежит нравственная обязанность платить своими знаниями страдания большинства, на счет которого они возвысились, и двигать прогресс, вливая истину и справедливость в общественные формы. «Таким образом, всякой цивилизации грозят постоянно две опасности. Если она ограничивается слишком малочисленным и слишком исключительно поставленным меньшинством, то ей грозит опасность исчезнуть. Если она не даст развития в среде цивилизованного меньшинства критически мыслящих существ, ее оживляющих, ей грозит застой.

Глава IV. Цена прогресса. Дорого платило и платит человечество за свой прогресс, так как личности, двигающие его, вырастают на те средства, которые уделяет им голодное, борющееся за свое существование большинство. Это меньшинство первоначально создало: человечество среди зверей; семью, т.е. малое общество, для борьбы человека с человеком; досуг собственной личности на счет труда побежденного, т.е. возможность будущего прогресса. «Но этот прогресс небольшого меньшинства был куплен порабощением большинства, лишением его добиться той же ловкости тела и мысли, которая составила достоинство представителей цивилизации.» 54. Правда, трудно было иначе устроиться человечеству, но все-таки меньшинство действовало неискренно, раз поняв выгоду своего значения; короче – оно захватило монополию прогресса, забывая, что прочность цивилизации зависит от степени распространенности истинных знаний среди народа, от степени связи интересов существования меньшинства и большинства. Вследствие этого крайне узкого расчета, цена прогресса возрастала, потому что часть лиц, подвергшихся его влиянию, было опять-таки незначительно в сравнении с числом жертв, необходимых для поддержания и движения вперед прогресса. Некоторые, высчитав число жертв, необходимых для их развития, быть может откажутся от прогресса? Нет! Они должны понять, что это закон природы, что бороться со злом прошедшим безрассудно; они должны стремиться к уничтожению тех нечаянных жертв, которые падают не ради наибольшего зла, но ненужного зла. Итак, «что нам» делать, чтобы не отвечать перед потомством за новые страдания человечества». 61. Ответы различны. «Член большинства, борющегося ежедневно за физическое существование – сказал бы себе: борись как знаешь и как умеешь! Отстаивай право на жизнь для себя и для тех, к кому ты привязан! Это был закон твоих отцов; твое положение не лучше их положения; это единственный закон и для тебя.

Более несчастная личность из того же большинства, в которой цивилизация пробудила сознание её человеческого достоинства, но тем только и ограничилась, - сказала бы себе: борись как знаешь и как умеешь, отстаивай свое и чужое достоинство, - умри за него, если нужно. Член цивилизованного меньшинства, желающий лишь увеличить и упрочить свое наслаждение, но склонный искать его более в области удобств жизни, чем в области мысли, сказал бы себе: твоя польза требует улучшения положения большинства; то, чем ты пожертвуешь из сегодняшних благ с этой целью возвратится тебе в виде большой прочности остального… Изучай же свою действительную пользу; стремись к улучшению положения других: это тебе всего полезнее.

Член небольшой группы меньшинства, видящий свое наслаждение в собственном развитии, в отыскании истины и в воплощении справедливости, сказал бы себе: «Мое развитие куплено ценою многих жизней, отказаться от него не могу, зло моих дедов не берусь исправить, современное же лет я должен стараться зажить при моей жизни и уменьшить его в настоящем и будущем. Итак, мое дело ограничивается одним простым правилом: живи сообразно тому идеалу, который ты сам себе поставил, как идеал развитого человека!» 63.

Письмо V. Действие личностей. Из предыдущего видно, что двигать прогресс – нравственная обязанность группы меньшинства. «Эта уплата, как мы видим, есть посильное распространение удобств жизни, умственного и нравственного развития на большинство, внесение научного понимания и справедливость в общественные формы.» 66. Из лиц, которые могут двигать прогресс, есть такие, которые отстраняют себя от этой роли, ссылаясь на свои незначительные силы и таланты, хотя метко хлещут все существующее – они препятствие прогресса. Другая часть развитого общества, вследствие малой обеспеченности материальной жизни, сочувствует всему честному, но по бедности не может вступить в ряды двигателей, так как с переходом должен оставить службу, т.е. лишиться материальных средств и умереть с голоду – они возможность прогресса. Наконец, третьи – это люди честные, развитые и обеспеченные настолько, что, не думая о завтрашнем дне, могут вполне проводить свои идеалы в жизнь и двигать таким образом прогресс – это его двигатели. Только что сделанное разбиение не делит деятельность человека на мелкую и высокую; «всякий человек, критически мыслящий и решающий воплотить свою мысль в жизнь, может быть двигателем прогресса» 77. Потому что ни художник, ни профессор, ни литератор не могут сказать, что деятельность их прогрессивна, деятельность же других людей непрогрессивна. Дело не в знании, а в его применении. Если художник производит что-нибудь прекрасное, то не он двигатель прогресса, а тот, который, получив впечатление от прекрасного, стал стремиться к истинному и справедливому; железо стало орудием в руках механика, воск в руках техника; ни природа, разбросившая руду по поверхности шара, ни пчела, выделывающая воск, не суть двигатели прогресса. «Искусство и литература наука в их произведениях суть орудия прогресса, независимо от настроения художника и ученого, даже против их желания. Лишь бы произведение искусства было в самом деле художественно, лишь бы открытие ученого в самом деле научно, - оно уже принадлежит прогрессу.» 74. Ни талант, ни знание делают человека двигателем прогресса; «люди, может быть менее талантливые и ученые, могут придать человечное значение материалу, накопленному великими художниками и великими тружениками, но они придадут человечное значение этим трудам своим пониманием. Они внесут эти труды в прогресс истории».77.

Письмо VI. Культура и мысль.

Авторы документа: Де-Метц Георгий Георгиевич (Юрий)
Источник поступления: Шиплюк (Клисторина) Екатерина Владимировна
Документ входит в коллекции: Заметки и воспоминания Г.Г. Де-Метца