Расширенный
поиск

Открытый архив » Фонды » Фонд Т.И. Заславской-М.И. Черемисиной » Коллекции фонда Т.И. Заславской-М.И. Черемисиной » Семейная переписка » Переписка 1937 года » Письмо

Письмо

Дата: 1937-12-09
Описание документа: Сарра Карловна переживает из-за бессердечного поведения Майи, рассуждает о том, что можно сделать. Рассказывает о проблеме папиной работы, на которой он очень устаёт. Говорит о Мишиной учёбе и других семейных делах.
 

Z1 479_117

Z1 479_118

Z1 479_119

Z1 479_120

Z1 479_121

Z1 479_122
Текст документа:

1 ч.д. 9.XII.37. Киев.

Дорогая моя Танюша!

Вчера неожиданно получила твое закрытое письмо, которому, конечно, очень обрадовалась. К сожалению, содержание его омрачило мою радость и больно отозвалось в моем сердце. Что же это с Маюхой? Откуда такая некрасивая повадка? Меня не так огорчила сама выходка, как ее бессердечное отношение к тебе; ведь видела же она, как ты волнуешься, мучаешься, и все же продолжала свою гадкую выходку; это показывает, что сердце у нее не доброе, а это очень печально. Интересно, чем она оправдывалась и как объясняла свой поступок? Отрицала ли его или признала? Как ведет себя сейчас, заметно ли хоть чуточку раскаяние? Хочется верить в то, что это дело печального случая, и обдумавши свой некрасивый поступок, она уж никогда не повторит его и вообще не сделает ничего подобного.

Конечно, это гадко, но объяснение его я не хочу приписать ее внутренним качествам; считаю ее жертвой времени, когда большинство молодежи исковеркано теми условиями жизни, в которых ей приходится жить; ведь в громадном большинстве случаев дети теперь лишены тех забот родителей, которые вырабатывают нравственные правила, душевные отношения и к родителям, да и к людям вообще; я убеждена, что если бы Маечка больше времени проводила с тобой и под твоим влиянием, то ничего подобного никогда не случилось бы. Да и вспомни, когда Вы еще жили на рабфаках и дети больше были с Вами, а в школах они тоже были в лучших, в лучшем окружении, то Маюха и училась, и вела себя прекрасно; конечно, бывали столкновения, вытекающие из ее характера, но ничего же гадкого, вроде последнего ее поступка, не было; в настоящей же школе обстановка гораздо хуже; ты же так занята последние годы, что не можешь отдавать ей столько внимания, сколько нужно, вот она и распускается; конечно, нельзя отрицать и дурных сторон ее характера: Тася растет в таких же условиях, а никаких плохих проявлений у нее нет; дай Бог, чтобы и дальше она не подпала под ее влияние. Хочется думать, что это событие у Майи будет только печальным эпизодом и никогда ни в какой форме не повторится. Нельзя отрицать, что она девица с ленцой; в виду же ее молодого для 7-го класса возраста, м.б., ей учиться в 7-м кл. трудно, а лень заставляет, при неустойчивости ее правил, прибегать к некрасивым выходкам; м.б., если бы учение доставалось ей легче, то не приходили бы такие недостойные мысли для освобождения себя от труда; не говорили ли Вы с ней на эту тему? Если в моих опасениях есть хоть доля вероятия, то что же будет в 8-м кл.? Не лучше ли все-таки выдержать ее в 7-м и поставить на новые рельсы? Ничего хорошего не будет, если она к концу школы, к 9-10 кл. очутится в положении Миши, у которого кроме прорех ничего не найдешь? Не хотела бы я этого для Майи, а потому надо постараться избежать этого.

Положение Миши незавидное; теперь, когда ему серьезно и в школе, и дома заявили, что надо принимать экстренные меры, чтобы заполнить дыры, а то и подставить отсутствующие основания, он уже согласен и на репетитора или, лучше сказать, просто на учителя, т.к. текущей работы он без поправки прошлого, не может делать, да и с учителем успех вовсе не обеспечен; многое, конечно, и у него, как у Майи, зависит от его лени или прилежания; будет ли он заниматься – вот вопрос; сейчас, как на беду, он заболел ангиной; благодаря гомеопатии (как думает Марг.), сегодня он уже встает, но все же дней 6 пропало. У него самое главное, по-моему, кроме лени, его легкомысленное к учению отношение: он совершенно не задумывается над тем, к чему это его приведет? Это, впрочем, и у Майи тоже самое.

Ну, дай Бог, чтобы все выровнялось и пошло по-новому.

С папой мы много думаем над будущими новыми условиями его работы; между прочим, они еще не введены, а работа введена, и он предвкушает уже удовольствие от своего будущего положения. Вы не совсем его понимаете; насколько я его понимаю, то его главным образом удручает то положение, в которое поставят его новые условия работы; по его словам, он обратится исключительно в инспектора, надзирателя или т.п.; физиономия и тип профессора-ученого совершенно утеряется в тех мелких, но многочисленных задачах, которые придется ему выполнять: без конца ходить по лекциям, лабораторным занятиям, за всеми наблюдать, подсчитывать и т.п.; и это обязательно каждый день, не как ученый, а как надзиратель. Не говорю о прежнем положении, когда профессор, отчитавши свои 6 часов в неделю, был свободен заниматься своей наукой, отдавая еще кое-какое время заседаниям и т.д., но и сейчас все же у него выдаются и дни, и часы свободные от таких надзирательских обязанностей. Вот это, по-моему, главным образом его угнетает. Не говоря о том, что уложить всю работу в 5 часов – совершенно будет невозможно, да и кроме главной нагрузки получишь сверхнагрузку, от которой отказаться не будешь иметь права. Конечно, сейчас еще очень трудно сказать, во что выльются новые условия, т.к. еще никто ничего не разбирает и пока не имеет указаний; говорят, что должна приехать из Москвы комиссия, которая соберет совещание и даст необходимые указания. Поживем – увидим, что в конце концов выйдет. Будем надеяться, что все же будет лучше, иначе из-за чего же огород городить? Однако, впечатление и в Москве не очень радостное; у нас одна грусть.

Снова обращаюсь к Мише и его школе; к сожалению, и в этой школе уже наблюдается понижение дисциплины, поведение школьников приближается к обыкновенному типу; на днях тетка застала у Миши Ваню, пришедшего навестить его; и вот он без конца рассказывал о непозволительных выходках мальчишек, о разных безобразиях, какие бывали и в прежней школе; думаю, что происходит это потому, что уже их директора сняли, нового пока нет, остался один завуч и справиться, очевидно, не может; м.б., помогут исключения, к которым будут прибегать; удержится ли школа на высоте, неизвестно. Учителя хорошие, т.ч. будет очень досадно, если дело не пойдет, и Миша окажется у разбитого корыта, как ты говоришь.

У М.М. дела тоже опять ухудшились, и ему, вернее всего, придется уйти из академии, где его травят; Ш. ведет себя по отношению к нему отвратительно. М.М. совершенно вчера был убит; при его характере возможно, что сегодня он вернется домой сияющим. Дай Бог!

Ты спрашиваешь, что у Миши с литературой? Да он просто ничего, даже того minimuma, который требуется в школе, не читал и сейчас не читает; Мар. достала ему какую-то нужную книгу, чтобы он почитал, пока лежит в постели, и застала, что книжка валяется, а он занят какой-то брошюркой, относящейся к шоферам! Ну, вот тебе пример. О сочинениях нет и речи, и не может быть, когда он и устно с трудом вяжет слова.

А Тасик! Вот молодец! Если бы она и дальше осталось бы такой! Поцелуй ее.

При случае передай Эм. Мих. наш поцелуй; виделась ли с нею уже? Тебе ведь так трудно выбрать часа 3 времени, чтобы съездить к ней.

Что же с посылкой? Дали ли Вам объяснение, почему ее задерживают? Ты писала о фланели; нет, фланели не покупай: будет очень тяжело, да и много дороже.

Как досадно, что не можешь достать для Маечки обуви; здесь же на толкучке есть все, только нет птичьего молока! Спекуляция процветает.

Что пишет Мура? К ним мне так трудно добраться, а хотелось бы знать, как их здоровье, особенно больного Захара.

Ну, голубка моя, крепко целую тебя и девочек. Знает ли Майя, что ты писала мне о ее подвиге? Я хотела ей вообще написать, но сейчас не знаю, как себя держать; думаю, что, м.б., лучше мне сделать вид, что ничего не знаю. Привет И.В. Твоя мама.

Тетка целует и сочувствует, но думает, что лучше это, чем железки или что-нибудь подобное. М.б., она и права.

Отраженные персонажи: Воскобойников Михаил Михайлович (старший), Воскобойникова (Де-Метц) Маргарита Георгиевна, Де-Метц Георгий Георгиевич, Карпов Иван Васильевич, Черемисина (Карпова) Майя Ивановна, Заславская (Карпова)Татьяна Ивановна, Давыдова (Крафт) Анна Карловна, Воскобойников Михаил Михайлович
Авторы документа: Де-Метц (Крафт) Сарра Карловна
Адресаты документа: Карпова (Де-Метц) Татьяна Георгиевна
Геоинформация: Киев
Источник поступления: Шиплюк (Клисторина) Екатерина Владимировна
Документ входит в коллекции: Переписка 1937 года